Теория и реализация языков программирования

       

Сопоставление образцов


Техника генерации кода, рассмотренная выше, основывалась на однозначном соответствии структуры промежуточного представления и описывающей это представление грамматики. Недостатком такого "жесткого" подхода является то, что как правило одну и ту же программу на промежуточном языке можно реализовать многими различными способами в системе команд машины. Эти разные реализации могут иметь различную длину, время выполнения и другие характеристики. Для генерации более качественного кода может быть применен подход, изложенный в настоящей главе.

Этот подход основан на понятии "сопоставления образцов": командам машины сопоставляются некоторые "образцы", вхождения которых ищутся в промежуточном представлении программы, и делается попытка "покрыть" промежуточную программу такими образцами. Если это удается, то по образцам восстанавливается программа уже в кодах. Каждое такое покрытие соответствует некоторой программе, реализующей одно и то же промежуточное представление.

На рис. 9.24 показано промежуточное дерево для


Рис. 9.24. 

оператора a = b[i] + 5, где a, b, i - локальные переменные, хранимые со смещениями x, y, z соответственно в областях данных с одноименными адресами.

Элемент массива b занимает память в одну машинную единицу. 0-местная операция const возвращает значение атрибута соответствующей вершины промежуточного дерева, указанного на рисунке в скобках после оператора. Одноместная операция @ означает косвенную адресацию и возвращает содержимое регистра или ячейки памяти, имеющей адрес, задаваемый аргументом операции.

На рис. 9.25 показан пример сопоставления образцов машинным командам. Приведены два варианта задания образца: в виде дерева и в виде правила контекстно-свободной грамматики. Для каждого образца указана машинная команда, реализующая этот образец, и стоимость этой команды.

В каждом дереве-образце корень или лист может быть


Рис. 9.25. 

помечен терминальным и/или нетерминальным символом. Внутренние вершины помечены терминальными символами - знаками операций.
При наложении образца на дерево выражения, во-первых, терминальный символ образца должен соответствовать терминальному символу дерева, и, во-вторых, образцы должны "склеиваться" по типу нетерминального символа, то есть тип корня образца должен совпадать с типом вершины, в которую образец подставляется корнем. Допускается использование "цепных" образцов, то есть образцов, корню которых не соответствует терминальный символ, и имеющих единственный элемент в правой части. Цепные правила служат для приведения вершин к одному типу. Например, в рассматриваемой системе команд одни и те же регистры используются как для целей адресации, так и для вычислений. Если бы в системе команд для этих целей использовались разные группы регистров, то в грамматике команд могли бы использоваться разные нетерминалы, а для пересылки из адресного регистра в регистр данных могла бы использоваться соответствующая команда и образец.

Нетерминалы Reg на образцах могут быть помечены индексом (i или j), что (неформально) соответствует номеру регистра и служит лишь для пояснения смысла использования регистров. Отметим, что при генерации кода рассматриваемым методом не осуществляется распределение регистров. Это является отдельной задачей. Стоимость может определяться различными способами, например числом обращений к памяти при выборке и исполнении команды. Здесь мы не рассматриваем этого вопроса. На рис. 9.26 приведен пример покрытия промежуточного дерева рис. 9.24 образцами рис. 9.25. В рамки заключены фрагменты дерева, сопоставленные образцу правила, номер которого указывается в левом верхнем углу рамки. В квадратных скобках указаны результирующие вершины.

Приведенное покрытие дает такую последовательность команд:

1 MOVE #b,Rb 4 ADD #y,Rb 1 MOVE #i,Ri 6 ADD #z(Ri),Rb 7 MOVE (Rb),Rb 4 ADD #5,Rb

1 MOVE #a,Ra


Рис. 9.26. 

2 MOVE Rb,#x(Ra)

Основная идея подхода заключается в том, что каждая команда машины описывается в виде такого образца. Различные покрытия дерева промежуточного представления соответствуют различным последовательностям машинных команд.Задача выбора команд состоит в том, чтобы выбрать наилучший способ реализации того или иного действия или последовательности действий, то есть выбрать в некотором смысле оптимальное покрытие.

Для выбора оптимального покрытия было предложено несколько интересных алгоритмов, в частности использующих динамическое программирование [14, 16]. Мы здесь рассмотрим алгоритм [15], комбинирующий возможности синтаксического анализа и динамического программирования. В основу этого алгоритма положен синтаксический анализ неоднозначных грамматик (модифицированный алгоритм Кока, Янгера и Касами [18, 19]), эффективный в реальных приложениях. Этот же метод может быть применен и тогда, когда в качестве промежуточного представления используется дерево.


Содержание раздела